Motori.ua

Правила зимней езды

Управление автомобилем в зимний период имеет свои характерные особенности. Безопасное вождение в это время года возможно лишь при соблюдении основных правил, которые необходимо знать как опытному водителю, так и новичку.

IMG_6472.jpg

При езде по заснеженной или обледеневшей (впрочем, как и по мокрой) дороге существенно снижается коэффициент сцепления с покрытием. Об этом нужно помнить и использовать менее скоростной режим перемещения, особенно в поворотах, где существует серьезный риск сноса. Если же автомобиль все-таки «понесло» и она «не хочет» поворачивать, то ни в коем случае не нужно пытаться закрутить руль сильнее – колесам в таком случае еще труднее восстановить сцепление с дорогой. Нужно плавно отпустить газ (или включить пониженную передачу) и слегка уменьшить угол поворота руля: передние колеса при отпускании газа нагружаются (пружины передней подвески сожмутся и машина как бы «клюнет носом», а сцепление передних колес с дорожным полотном достигнет максимума), и поскольку они стоят уже под меньшим углом к дороге, больше вероятность, что они за нее зацепятся и начнут крутиться. Затем уже можно опять довернуть руль в сторону поворота. Как вариант можно просто вернуть руль в исходное положение и попробовать еще раз плавно повернуть. Учитывайте, что, как и срыв в занос, стабилизация движения происходит очень резко, к чему нужно быть готовым. Если же машина не только «пошла» в занос, а и начала вращаться, то лучше на короткое время выжать сцепление, чем нажать на тормоз. То есть главная аксиома зимней езды – пока машина движется, колеса должны вращаться.

winter_driving_2.jpg

Нельзя упускать и факт, что зимой очень много аварий происходит также и на небольших скоростях. Специфика здесь другая: в основном это столкновения при парковке и маневрировании в стесненных условиях (во дворах, возле супермаркетов). При трогании с места автомобиль может просто соскользнуть в сторону и задеть стоящего «соседа». Кроме того, стоит держать большую дистанцию до впередиидущего автомобиля, ведь тормозной путь на зимнем асфальте значительно увеличивается. Главный фактор борьбы с такими особенностями – качественная зимняя «обувка». Если вы эксплуатируете машину преимущественно в городе (где часто убирают снег и лед с дороги) то логичней приобрести нешипованные шины – ведь на сухой дороге шипы держат машину даже хуже чем обычная покрышка. Шипованные шины позволяют увереннее чувствовать себя на льду и укатанном снегу. Использовать зимой шины шире рекомендованных заводом – изготовителем автомобиля нельзя. Из-за малого удельного давления на грунт они будут постоянно скользить по дороге. Также все четыре покрышки автомобиля обязательно должны быть одинаковой модели. Зимой, еще больше, чем летом, опасно перекачивать колеса. Жесткое колесо с повышенным давлением имеет меньшее, чем предусмотрено заводом-изготовителем, пятно контакта с дорогой и может легко срываться в скольжение.

winter_driving_6.jpg

Управлять автомобилем нужно максимально плавно, не делая резких маневров и агрессивных манипуляций с рычагами и педалями. Особенно «ювелирно» нужно обращаться с педалью акселератора – ведь даже минимальная «перегазовка» приводит к пробуксовке ведущих колес, поэтому на скользком покрытие вполне можно начинать движение даже со второй передачи (у некоторых автомобилей, оборудованных АКП для этого существует специальный зимний режим). Не рекомендуется парковаться зимой на подъемах (если потом не будет возможности съехать обратно задним ходом), ведь тронутся с места потом будет очень проблематично из-за вероятной пробуксовки. А вот при движении на подьеме (особенно если он очень крутой) желательно воспользоваться инерцией автомобиля. То есть, въезжать с разгона. В противном случае, в определенной точке горки колесам может не хватить сцепления, и они начнут буксовать. Перемещаясь под уклон, в ответ на торможение, колеса блокируются раньше, чем на ровной поверхности – машине легче «поскользнуться». Поэтому ни в коем случае нельзя спускаться с горы на нейтрали или «накатом» (это очень опасно), а передачу стоит включить пониже, чтобы двигаться «внатяг». Для многих проблемой может стать выезд из глубокого снега или сугроба. В первую очередь, ни в коем случае нельзя буксовать! Быстро вращающееся колесо разогревает снег – он начинает таять, образуется вода, потом лед, и сцепление полностью пропадает. Чтобы это не происходило, на машине с механической коробкой передач надо выезжать из сугроба враскачку, газуя так, чтобы колеса не начали прокручиваться (к сожалению, на автомобилях с «автоматом» таким способом действовать довольно проблематично).

 

IMG_6419.jpg

Не менее важно и правильное торможение. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной системой тормозов (ABS), то торможение следует предпринимать в несколько приемов: ненадолго прижав педаль тормоза, затем, отпустив (прерывистое или импульсное торможение), и так повторять до полной остановки (имитация работы ABS), уменьшая вероятность срыва в занос из-за блокировки колес. При этом настоятельно рекомендуется не дергать руль, чтобы машина не изменила направление движения (при попадании некоторыми колесами на различные по скользкости поверхности). Эффективным способом замедления (особенно на обледеневшей дороге) является торможение двигателем – переход на низшие передачи и уменьшение подачи топлива. Делать это желательно по следующему алгоритму: сбросить подачу топлива, не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить сцепление. Двигатель увеличит обороты и машина будет постепенно сбавлять скорость (при необходимости можно дополнительно плавно подтормаживать рабочей тормозной системой). Ни при каких условиях не допускайте движение «накатом» на нейтральной передачи – на ведущих колесах должен всегда оставаться «запас тяги». Весьма полезной на скользкой дороге может оказаться и педаль сцепления. При трогании с места на льду сцепление поможет избежать пробуксовки ведущих колес (придерживая педаль, следите за тем, чтобы колеса не проскальзывали), при потере тяги в глубоком снегу (когда обороты двигателя начинают сильно падать) кратковременное выключение сцепления поможет поднять обороты, а при экстренном торможении сцепление смягчит включение низших передач. В зимних условиях рычаг стояночного тормоза в умелых руках может заменить торможение левой ногой. Кратковременное притормаживание задних колес «ручником» вызовет их занос, и машина займет правильное положение на траектории поворота (этот прием требует тренировки).

winter_driving_1.jpg

Практически все современные модели машин от именитых производителем уже в базовой комплектации оснащаются эффективными электронными системами стабилизации (ESP, ESP, ABS и другими). Наличие таких систем позволяет избегать возникновению экстремальных ситуаций (скольжение, снос, вращение автомобиля), путем притормаживания разными колесами, выравниванием машины, автоматическим сбросом оборотов двигателя. Задача водителя в данном случае – сконцентрироваться на управлении рулевым колесом. Но все же не стоит забывать, что все эти электронные «помошники» лишь уменьшают вероятность потери контроля над автомобилем, но не гарантируют безопасную езду в любых условиях и на любой скорости: как и прежде многое зависит и от вашего мастерства и слаженных действий. В отдельных же случаях они и вовсе могут навредить: например, вы попали во вращение и вам нужно «довернуть» автомобиль, чтобы дальше поехать прямо. Для этого надо заставить ведущие колеса забуксовать, но антипробуксовочная система не позволит вам этого сделать. При попадании колес одной стороны на лед или подбросе машины на неровности, ABS, сохраняя устойчивость автомобиля, ухудшает его тормозную динамику.

winter_driving_5.jpg

Не секрет, что из всех типов привода, в зимний период наиболее эффективным является постоянный полный. Главным достоинством четырех ведущих колес является великолепная устойчивость в поворотах, что абсолютно понятно – четыре «гребущих» колеса лучше контактируют с дорогой, чем два и два, катящихся в силу инерции. Полноприводная машина позволяет прохождение поворотов на недоступной для моноприводных автомобилей скорости, то есть вероятность срыва в занос становится значительно меньшей. В о же время, если машину 4х4 все таки «понесло», то это происходит резче, чем у передне- или заднеприводных транспортных средств. Причем различные электронные муфты и дифференциалы, а также пропорции распределения крутящего момента между осями у разных полноприводных машин (от 90:10 до 50:50), не позволяют использовать общие рекомендации по их управлению. Полный привод зимой имеет преимущество не только благодаря тому, что повышает проходимость машины. Такой автомобиль эффективнее тормозит, так как двигатель помогает остановить все четыре колеса. При заносе «полноприводника» нужно, повернув руль в сторону заноса, лишь прикрыть газ, то есть оставить некоторую тягу на колесах. Задние колеса замедлят вращение, развитие заноса прекратится, а на передних останется запас тяги, и они «вытянут» машину.

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *