1991 год
В наследство от Советского Союза Украине досталось 4 серийных легковых модели: ЗАЗ 968М и 1102 «Таврия», которые выпускал Запорожский автомобильный завод, а также ЛуАЗ-969М и 1302 – машины Луцкого предприятия. Устаревший заднемотороный «Запорожец» с 40-сильным двигателем воздушного охлаждения продержался на конвейере до 1994, а вот «Таврии» суждено было стать главным стержнем всего отечественного автопрома. Что же касается «Волынянок» то их выпуск осуществлялся до 2001 года в весьма ограниченных количествах – особой «погоды» на рынке они не делали. В 1991 году был освоен мелкосерийный выпуск грузовой модификации ЛуАЗ 13021 с рамной конструкцией и бортовой платформой рассчитанной на 400 кг груза.
ЗАЗ-968М
![968.jpg 968.jpg](/upload/medialibrary/ca3/ca3b692bb5be0551993ff84441545599.jpg)
ЛуАЗ-969М
![luaz.jpg luaz.jpg](/upload/medialibrary/1d5/1d5db4f59be7323930ba9fe51bc070e9.jpg)
ЗАЗ-1102
![tavr.jpg tavr.jpg](/upload/medialibrary/f63/f639d881ebd2b81e3a166b790acb37ea.jpg)
ЛуАЗ-13021
![13021.jpg 13021.jpg](/upload/medialibrary/2f4/2f40c9028e5fdc1b5aa9c2270c6e5d63.jpg)
1994 год
Стартовало производство долгожданной новинки – ЗАЗ-1105 «Дана». Автомобиль представлял довольно вместительный пятидверный универсал на базе «Таврии». От своей трехдверной «сестры» машина отличалась лучшей аэродинамикой: коэффициент лобового сопротивления Сх равнялся 0,37, против 0,39 у хэтчбека. Выпуск «Даны» продолжался всего 3 года, причем кроме базового мотора МеМЗ-245 мощностью 51 л.с., покупателям также предлагалась «заряженная» модификация с 1,3-литровым двигателем от «восьмерки» ВАЗ (64 л.с.).
ЗАЗ-1105
![1105.jpg 1105.jpg](/upload/medialibrary/5b3/5b3588ffa1a223c74fed39f534689cf6.jpg)
1998 год
Сотрудничество Запорожского автозавода с южнокорейским концерном Daewoo дало свои плоды: удалось существенно модернизировать и улучшить привычную «Таврию». Обновленная машина с именем «Таврия Нова» получила около 300 нововведений. Был проведен легкий рестайлинг внешности, автомобиль стал более комфортным, тихим, надежным и востребованным на рынке. Параллельно в массовое производство запустили коммерческие модификации модели с кузовом пикап и фургон с пластиковой будкой. Они стали незаменимыми помощниками для малого бизнеса.
ЗАЗ-1102 «Таврия Нова»
![nova.jpg nova.jpg](/upload/medialibrary/d40/d400070ad689f038adf1733b8f49d4f6.jpg)
ЗАЗ-110557 «Таврия пикап»
![110557.jpg 110557.jpg](/upload/medialibrary/9ac/9acb189e30782f906c01543a876313e9.jpg)
1999 год
Линейку моделей ЗАЗ расширили за счет 1103 «Славута». Компактный автомобиль с довольно редким кузовом лифтбек (трехобъемный кузов, схожий на седан, но с открывающейся задней дверью, как у хэтчбека). Модель постоянно модернизировалась и находилась в серийном производстве вплоть до начала этого года, оставаясь самой доступной новой легковушкой на рынке. Топовым мотором был инжекторный МеМЗ-3071 мощностью 66 л.с. Благодаря своей доступности машина пользовалась спросом и на внешних рынках, а в некоторых ближневосточных странах ее использовали в качестве такси. Последнюю серийную «Славуту» продали в феврале 2011 года на специальном аукционе за 46930 гривен.
ЗАЗ-1103 «Славута»
![1103.jpg 1103.jpg](/upload/medialibrary/8ae/8aef3f16f62b04b4811b3ee8e91d7a93.jpg)
2000 год
Усилиями специалистов совместного предприятия «АвтоЗАЗ-Деу» удалось объединить кузов корейского Daewoo Lanos и новый украинский мотор МеМЗ-301 объемом 1,3 литра и мощностью 63 л.с. в паре с отечественной коробкой передач. Такую машину сперва назвали L-1300 и она стала пользоваться большой популярностью на рынке ввиду своей очень привлекательной цены. В 2001 году на смену карбюраторному мотору пришел инжекторный МеМЗ 307 (70 л.с.), а в 2002-м по итогам всеукраинского конкурса «Подари мне имя» автомобиль получил более звучное название Sens.
ЗАЗ Sens
![440.jpg 440.jpg](/upload/medialibrary/814/8146898833b230037c6e3e50dc56b531.jpg)
2002 год
На Киевском автосалоне показали принципиально новый ЛуАЗ – компактный внедорожник 1301 с мотором от «Таврии» и относительно современным пластиковым кузовом. Предполагалось, что подобная машина будет стоить в пределах 5000 долларов. Однако до конвейера она так и не добралась: полукустарным способом было собрано всего несколько десятков машин (в том числе и с 1,3-литровым инжекторным мотором от Sens), среди которых были и пикап, и длиннобазная санитарная версия 1301-08. На этом история собственных автомобилей ЛуАЗ закончилась.
ЛуАЗ-1301
![1301.jpg 1301.jpg](/upload/medialibrary/2c5/2c58ebbc5bb8b93ed59d34b7f29ca81b.jpg)
2005 год
Линейку легких развозных фургонов ЗАЗ расширили за счет оригинальной модели Lanos Pick-up с пластиковой будкой позади 2-местной кабины. В зависимости от типа силовой установки (МеМЗ или GM) грузоподъемность машины составляла 527-575 кг.
ЗАЗ Lanos Pick-up
![442.jpg 442.jpg](/upload/medialibrary/7a5/7a555747334d0a29e64607c1bf0de0f2.jpg)
2010 год
Новая ZAZ Forza позиционируется как преемник «Славуты», однако украинским автомобиль назвать можно с большой натяжкой. Ведь за логотипом ZAZ скрывается китайская машина Chery A-13, известная с 2009 года. Машина оснащается 1,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 109 л.с. и 5-ступенчатой механической КП. Базовая модель обходится покупателям в 10 тысяч долларов.
![ZAZ_Forza.jpg ZAZ_Forza.jpg](/upload/medialibrary/2fc/2fc3f35dc890f27e276cbcdf2fd91be3.jpg)