Такими яркими шоу на мокром дрэг-стрипе за всю историю AdrenalinFest могла наслаждаться, пожалуй, только Полтава. Хотя они с Черниговом могут ещё и поспорить – где было ярче. И не думаем, что преувеличим, утверждая, что в шоке и эйфории пребывает и весь Чернигов, а вдобавок и все те, кто не поленились (о чём теперь точно не жалеют), и приехали к нам в гости 27 июля на очередной этап феста. И что приятно – были гости не только из местечек Черниговской области и географически близкого Киева. Харьков, Полтава, Сумы, жители областей поюжнее и даже с запада Украины. Невероятно радостно было видеть среди участников выставки и зрителей белорусов. Невзирая на то, что спортсмены из Беларуси, увы, не смогли посетить гонки. А количество участников и зрителей?!.. Впрочем, постараемся всё же по порядку.
И наш на этот раз рассказ хотелось бы начать, «отмотав» недельки на 2-3 назад. Именно тогда стали понемногу утихать наши треволнения – ведь мы готовим фестиваль и этап национальной серии по гонкам на ускорение в городе, где отродясь ничего подобного не происходило. Пусть и не впервые мы «проходим целину», и всё же… Требования-то безопасности и FAU, и заявленная нами же самими высокая планка уровня феста не будут и не могут быть занижены! А кроме идеально подходящего для драга полотна взлётки (правда, замусоренного, затоптанного коровами, заросшего травой и кустами на стыках плит), для проведения феста в древнем городе не было больше ни-че-го!.. Даже понимания того, что такое профессиональные экстремальный автоспорт и что для этого нужно… Ибо, что касается автоспорта – то до сих пор в Чернигове происходили только редкие кубковые или любительские раллийные этапы, или стихийные «безобразия» а-ля ночной стрит-рейсинг.
«Дозой успокоительного» стал неожиданно положительный отклик местных властей на просьбу организаторов и Автомобильной Федерации Украины присоединиться к подготовке AdrenalinFest. Что автоматически придало фестивалю ещё и статус регионального события. В «бой» были брошены все силы по перевоплощению немолодого и изрядно одичавшего военного аэродрома в достойную площадку для масштабного праздника и качественный спортивный квотер. Выездные совещания на аэродроме и оргкомитеты «в стенах», выбор лучшего участка для трассы, замеры и разметки, чистка покрытия; выкос и вывоз травы (кстати, в придачу, нам нужно было договориться даже с местными пастухами и устроить «перерыв» в выпасе на аэродроме местных бурёнок). К 26 июля, когда гора предварительных подготовок была перелопачена, и все последующие сутки над Певцами что называется «дым стоял коромыслом». Установка сцены, зрительских зон, разметки трассы и оградительных барьеров… Огромный мобильный генератор, бесконечные фуры с оборудованием трассы, сцены, кафе и иными составляющими комфорта и развлечений потянулись к аэродрому. Руководство города и области, МЧС, ГАИ, милиции и прочих участников обеспечения по 33 раза на дню приезжали на локацию с уточнениями и контролем работы своих людей. В общем, охрана на КПП убегалась открывать свежевыкрашенные к празднику ворота и шлагбаум!
Хочется также вспомнить и «разъяснительную работу среди населения». Уж мы постарались известить всех о том что «свято наближається». Афишами и плакатами были увешаны все дозволенные поверхности и плоскости, в них же «наряжен» городской транспорт. Флаеры раздавались пачками. Черниговские СМИ и даже рекламные агентства – низкий им поклон! – помогали в распространении информации. Общенациональные издания и порталы тоже, надо сказать, отнюдь не бездействовали. А апофеозом всей PR-Adrenalin-кампании стал невиданный в черниговских широтах чудо-ивент-кар Ильи Ильинского, который с флагами, танцующими девчёнками в пикантных нарядах и нашим неподражаемым ведущим феста, с невероятно мощной музыкой да под анонсирующие джинглы целый день «тусил» по Чернигову за день до фестиваля. А вечером наша мега-машина «заякорилась» на Красной площади (как сказал Руслан Мирошниченко, организатор AdrenalinFest – «Так классно – Красная площадь… Я как будто в детство попал!»). Так вот на этой самой центральной площади мы устроили целое действо – пригласили черниговчан-участников предстоящих соревнований и выставки Tuning&Retro&Sound, устроили конкурсы для зрителей с розыгрышами билетов на фестиваль и подарков от нашего партнёра компании АТЛ, с раздачей флаеров, общением с жителями города, DJ-сетом и танцами. Тусили часа 3 на радость всем!
И вот настал день, которого так ждали и с трепетом готовились. Сценарий событий был расписан заранее и по минутам. Первыми прибыли журналисты. Причём, не кто как мог, а – спасибо партнёрам из пресс-службы обладминистрации Чернигова – как положено, на пресс-автобусе. Для журналистов был подготовлен мобильный пресс-центр и пресс-брифинг с организаторами, спортсменами и участниками шоу-программы. На котором выяснилось, что Юрий Кравченко, участник V этапа Кубка FAU по гонкам на ускорение, не только хороший спортсмен, перспективный дрэг-рейсер и кандидат в мастера спорта, но ещё и отличный рассказчик. Который засыпал журналистов историями, спортивными легендами и терминами, а журналисты в свою очередь засыпали его вопросами. Максим Шерстюк, не менее именитый и титулованный спортсмен, представитель дрифтинга и дрифт-шоу на AdrenalinFest, тоже рассказал немало интересного и нового для Черниговских СМИ – про дрифтинг, про дрифтовые автомобили, и даже поведал историю возникновения своего спортивного ник-нейма «Башня». Также немало вопросов было задано Борису Донскому – судье международного класса и главе технической комиссии соревнований. А Сергею Пищеву – административному директору Автомобильной Федерации Украины и председателю комиссии автомобильного спорта – были заданы, пожалуй, самые серьёзные вопросы: о будещем дрэг-рейсинга, о роли Федерации в развитии это вида автоспорта, о возможностях и перспективах украинских спортсменов. За насыщенным общением время брифинга летело так незаметно, что в двери уже начали интеллигентно ломиться спортсмены и директор гонки, намекая, что теперь их очередь проводить брифинг пилотов, и пора бы нам очистить помещение.
А пока мы заседали по брифингам, территория фестиваля оживала. По квотеру взад-вперёд деловито ездил «пылесос», избавляя каждый сантиметр покрытие от остатков растительности, камешков, мусора и пыли. Сервисный парк уже наполнился автомобилями и командами спортсменов, там же расположились дрифтовые BMW М3 Макса «Башни» и уникальная «Волга» ГАЗ-24 Виталия Чванина (которая, как обычно, стала ещё и шоу-стоппером фестиваля); подтянулись стант-райдеры Андрей Головня и Денис Чередниченко и готовили свои байки к шоу; площадка выставки Tuning&Retro&Sound пестрела разнообразием форм и воплощённых идей. Надо сказать, мы совершенно не ожидали такого наплыва желающих поучаствовать в выставке – 30 авто из самого Чернигова, 15 участников из Беларуси, три ярких тюнингованных MAZDA RX8 и редкий представитель семейства Nissan – Gloria из Одессы, который хотел также заявиться и в драг, но, к сожалению, помешали проблемы с настройкой машины. А вот киевлянин Ярослав Новосёлов, который привёз в Чернигов оригинальный Hyunday Tucson, рискнул заявиться и на участие в выставке, и в соревнованиях. (И совершенно не зря – забегая вперёд, Ярослав стал не только обладателем кубка за ІІІ место в классе авто с двигателем до 2000 см3 (атмосферные двигатели без наддува), но и первым авто класса SUV, заехавшим на подиум гонок на ускорение!) Уже знакомая нам по Полтаве киевская «банда» VAZ 2110, Opel Calibra,Opel Vectra и VAZ 2115 тоже прикатила в Чернигов. Кстати, и в Харьков собираются, и грозятся, что без кубков в состязаниях по тюнгу и звуку не уедут! Кроме того, среди участников были замечены не по годам свежо выглядящие раритеты, поди и не подозревавшие при рождении о том, что их ждёт в будущем: хипперского вида ЗАЗ 965, ГАЗ 69 с кумачом в кузове и дитя эпохи послевоенного возрождения автопрома ГДР Sachsenring Trabant.
Всё было готово к 12-часовой отметке на хронометрах, когда фестиваль готов был распахнуть свои двери для зрителей. Хотя самые продвинутые и опытные начали приходить заранее. И правильно сделали! Ибо наши даже самые смелые ожидания по количеству посетителей оказались сильно заниженными… Мы, конечно, очень постарались с анонсированием незнакомого для Чернигова фестиваля. А власти города поддержали наше предложение, и на день фестиваля продлили маршруты городского транспорта до самого въезда на аэродром, несколько удалённый от города. Но такого наплыва людей мы, и правда, не ожидали… На подъездах к аэродрому выросли тянучки из автомобилей, между которыми в сторону аэродрома лавировали байкеры и велосипедисты, а по обочинам и тротуарам ручьями и реками стекались пешие зрители! Спасибо сотрудникам ГАИ, которые помогали разруливать потоки транспорта и направлять машины на заблаговременно подготовленную на лётном поле парковку. А микроавтобусы, которые в этот день бесплатно подвозили пеших гостей феста до предстартовой зоны, безостановочно мотались по огромной территории взлёток и рулёжек.
И вот началось! Зрители облепили гоночный квотер, где к тому времени, уже покончив с тренировками, уже начались квалификационные заезды. Которые, по сути, сложно отличить от финальных на глазок. Ведь пробы и «притирка» к цепкому треку позади, и спортсмены уже едут на результат. Разве что тайминги проведения не так строги, и в программу соревнований, на радость зрителям, можно вписать выезды представителей других спортивных дисциплин. Но не в соревновательном режиме, а с шоу-программами. И да простят нас строгие спортивные судьи и приверженцы классики, зрелищность дрифта и стантрайдинга в свободном исполнении куда как выше. Первый всплеск эмоций в зрительских секторах вызвали дрифтеры. Дуэт BMW и Волги, стремительно вальсирующих в управляемом заносе, не то что впечатлил зрителей, а вызвал настоящий восторг. После завершения выезда в сервисный парк ринулись толпы восторженных черниговчан – сфотографироваться с парнями и их машинами, посмотреть вблизи, заглянуть под капот, задать вопросы да и просто потусоваться рядом. Ведь говоря, что подобное шоу происходило в Чернигове впервые, мы нисколько не преувеличивали. Ребята даже удивлялись – насколько отзывчивая и любознательная там публика. Но ведь, в отличие от Киева и других городов, где проходят соревнования и для которых драг, дрифт, стант и другие дисциплины уже давно не являются просто непонятными словами, Чернигов до сих пор оставался немного в удалении от этой шумной и эмоциональной тусовки. Так всего за 5 минут выступления, в Чернигове появились два новых кумира – Макс «Башня» и Виталик «Волга». А гонки на ускорение приобрели внятные очертания, зрители из просто любопытствующих стали постепенно перевоплощаться в болельщиков, поддерживающих своих лидеров.
Но пришло время «выйти на подмостки» ещё двум представителям экстремальной и также не очень понятной для Чернигова дисциплины – стант-райдинг. И по толпам зрителей покатилась вторая волна взрывных эмоций. И ещё двух кумиров обрела черниговская публика – стантеры Андрей Головня и Денис Чередниченко также дуэтом демонстрировали сложнейшие и зрелищные трюки. Соревнования шли своим ходом. И – как это всегда происходит на AdrenalinFest – всё работало как часы. Чёткая работа судей и систем телеметрии, профессиональные и интересные комментарии спортивного процесса от главного хронометриста соревнований Сергея Акименко и ведущего спортивной части Дениса Хлебосолова – бессменных участников и наших больших помощников и друзей; перерывы на зажигательные шоу для зрителей притягивали к арене главных событий дня всё больше людей. Ко времени окончания квалификации и началу церемонии торжественного открытия территория фестиваля была полна зрителями. И вот прозвучали фанфары. На старте выстроились гонщики на своих автомобилях и величественным парадом «прошествовали» перед собравшимися. Вслед за ними выкатился весь состав участников выставочной зоны фестиваля – кстати, впервые за историю AdrenalinFest. Этот парад стал не менее величественным, но и более развесёлым.
А в самой церемонии открытия, помимо привычных официальных моментов, был ещё один – очень важный и трогательный. Дело в том, что к нам в гости мы пригласили очень ценных гостей. Это дети. В жизни которых, к сожалению, есть не всё, что должно быть в жизни каждого ребёнка. Это родители. Власти Чернигова помогли с доставкой детворы, а мы усадили их в сектор для самых почётных гостей, где они с восторгом наблюдали за происходившим на трассе действом. Кроме того, прямо на территории фестиваля сотрудники МВД провели для ребят открытый урок о безопасности дорожного движения и подарили каждому по специальной детской книжке о правилах дорожного движения. А Руслан Мирошниченко и Сергей Пищев в свою очередь, от имени AdrenalinFest и Автомобильной Федерации Украины подарили детишкам сувениры и футболки с символикой FAU трогательных детских размеров. А ещё совсем не детских размеров новенький телевизор, которого, надеемся, хватит на всех. Завершилась церемония открытия ещё одним подарком для всех – в разгар фестиваля состоялся концерт группы «С.К.А.Й.». И ребятам также хочется сказать спасибо. И не только за музыку. За отношение. Спасибо, друзья!
И вот тут начались приключения… Во время исполнения последней песни, на аэродром налетела сизая туча и шквальный ветер, резко потемнело и уже через две минуты с неба начали срываться капли дождя, размером с пол-ладошки… И ПОЛИЛО!!! Последняя песня закончилась очень быстро, и все побежали – артисты в свой микроавтобус, зрители под все имевшиеся зонты и навесы – в ход пошли и пресс-центр, и кафе, и промо-палатки наших партнёров и даже штаб гонки; хронометристы бросились спасать телеметрию, а МЧС – весь фестиваль: надо было срочно глушить генератор, не то нам был бы гарантирован незапланированный фейерверк. Сцена замерла, а аэродром наполнился визгами – местами восторженными, а местами и не очень. А мы думали – как спасать ситуацию и убедить людей не разбежаться по домам. Ведь мы были уверены, что ливень – не надолго, и мы сделаем всё, чтобы и гонка и сам фестиваль состоялись, и до конца! И вот в этой обесточенной тишине неожиданно разлились громогласные волны музыки. Это надо было видеть! Наш уже упомянутый ранее ивент-кар Ильинского, интеллигентно «помалкивавший» в сторонке во время концерта «С.К.А.Й.», разразился мощным DJ-сетом. А на его крыше под струями низвергающегося ливня, с сияющими улыбками на устах вытанцовывали наши девчёнки-PJ’s. А среди них, перекрикивая музыку и ливень, наш неподражаемый Юрец, как заправский заклинатель стихии, вещал всем бегущим, что дождь пройдёт, выйдет солнце и всё у нас будет хорошо. И если кто уйдёт, то это будет самой большой ошибкой в его жизни 🙂 И он таки был прав! Ливень стих так же внезапно, как начался, туча быстро удалялась. Но количество воды на трассе и газонах не позволяли включить аппаратуру. И тогда ивент-кар величественно двинулся на взлётку заменять собою сцену. Музыка и комментарии возобновились, а к спасению ситуации присоединились наши дрифтеры. На мокром полотне, когда о бетон не стираются драгоценные шины (да ещё об такой цепкий, как в Певцах, где «Башня» всего за один выезд напрочь стёр комплект колёс), парни устроили такоооое дрифт-шоу, что бег зрителей возобновился, только теперь в обратную сторону – назад, к звукам музыки, визгу шин и рёву моторов! Дрифтеров сменяли стантеры, которые тоже раздухарились на мокрой трассе. Моты тоже пошли в дрифт и то и дело выдавали отсечки, звук которых, кажется, не заводит только мёртвых. В придачу Юра объявляет зрительские конкурсы, призом в которых стала поездка на дрифт-такси в исполнении Макса «Башни». И кого уж тут волновали намокшие причёски и одёжки. Желающих поучаствовать в конкурсах было ровно столько, сколько желающих прокатиться на дрифт-каре – то есть все!
Под скользящими и разбрызгивающими воду колёсами дрифтеров и стантеров трек очищался от воды на глазах, а им на подмогу вышло солнце. Так что, закравшиеся было опасения по поводу вынужденной отмены V этапа Кубка FAU по гонкам на ускорение (которые просто невозможно и дико опасно проводить «на воде»), стремительно испарялись вместе с дождевой водой. Так что жизнь налаживалась. Нам на подмогу из города спешил наш утренний помощник чистельщик-«пылесос». Правда, его помощь не понадобилась, но сам факт! Вскоре ожила сцена, устанавливалась телеметрия. И пока стантеры и дрифтеры в фееричных пируэтах дотирали колёса на уже высохшем полотне, а расстроившиеся было дрэг-рейсеры с пущим воодушевлением готовились к финальным заездам и борьбе за кубки FAU, в наших головах пульсировала одна мысль на всех – вот что значит КОМАНДА! Мы не раз повторяли: фестиваль состоится при любой погоде! И он состоялся. И его «мокрая часть» стала, пожалуй, самой зажигательной. Борьба в финале Кубка также была горяча. Черниговчане болели за своих, и они не подвели: Василий Горбач на Nissan 200SX завоевал и оставил в родном городе один из кубков – за третье место в классе заднеприводных авто. Его земляк Николай Хотимченко также показал достойные результаты сразу в нескольких классах, но всё же не поднялся выше четвёртого места в зачёте. Но то ли ещё будет! Киевлянин Андрей Грищенко на BMW M3 увёз домой два золотых комплекта и одно серебро. А харьковчане собрали самую богатую коллекцию «чашек» – Максим Николаенко на своей уже легендарной чёрной «тройке» BMW принёс Харькову Кубок FAU за первое место в заднеприводном классе, а Евгений Бурдейный на VAZ 2108 увёз из Чернигова два кубка за третьи места и один за первое – в классе до 2000 см3. Борьба, впрочем, могла бы быть ещё более яркой, если бы ко всеобщему расстройству сразу же после старта по техническим причинам с дистанции не сошёл Юрий Кравченко. Кстати, хотелось бы привести цитату Юрия и часть завязавшегося диалога на одном из авто-форумов и поблагодарить его за оценку организации соревнований и всего фестиваля: «По уровню организации, четкости работы персонала , телеметрии , по количеству зрителей (их было больше, чем на всех гонках взятых за сезон), Адреналинфест шагнул в будущее драгрейсинга, не больше – не меньше.
По качеству покрытия – очень рекомендую всем приехать, уверен, мы все туда еще не раз приедем – ровные, практически без стыков, плиты длинной 20 метров, которые то ли после прошедших дождей, то ли по иным причинам, были невероятно чистые и очень цепкие, настолько цепкие, что я разломал маховик вместе со сцеплением )) Успев проехать всего один раз, но для статистики : время 12.38 60 футов 1.95. В беседу вступил Денис Хлебосолов: «Первый раз зрители остались на награждение пилотов! Это было очень трогательно и красиво. Зацеп фантастический, если Макс из Харькова поднял давление в сликах с 0.6 до 1.2 чтобы буксануть. В общем нормальная тема и главное близко к Киеву.» И организаторы «вставили 5 копеек: «Взлетная полоса была очень старая и заброшенная ее подготовка началась за неделю до гонки. Тщательно выдувалась и убиралась, жаль что нет фото как говорится До и После». Юрий Кравченко: «Если так убрали – то еще очередной «+» организаторам, зацеп адский, Башня за один показательный дрифт-заезд стер комплект покрышек напрочь, обычно ему его хватает на все шоу. А зрители – да, пожалуй рядом только Конотоп можно поставить по массовости, но Чернигов лидер – я физически с огромным трудом пробирался сквозь поток идущих людей на машине Сергея Пищева с бейджем "Полный доступ" к машине застрявшей на въезде с запасным сцеплением. И, кстати – спасибо всем официальным лицам , помогли чем смогли, но увы.» Кстати, организаторы гордятся не только подготовкой фестиваля и гоночного квотера, но и тем, что остаётся после нас – новые участники, фанаты и друзья; восторги, воспоминания, эхо статей, публикаций и сюжетов. Но есть ещё одна важная вещь – после нашего «нашествия» остаётся идеальный порядок и чистота.
И… чем бы это всё закончить?.. Ведь так не хочется ставить точку. Пожалуй, лучшей запятой в нашей истории станут слова Руслана Мирошниченко – неисправимого оптимиста и человека, по-настоящему верящего в будущее дрэг-рейсинга и AdrenalinFest: «Я счастлив, что есть люди, для которых важно то, что мы делаем. Я благодарен всем, кто вкладывает свой труд в каждый день нашей истории. А также тем, кто верит в идею и будущее AdrenalinFest. И в первую очередь – Автомобильной Федерации Украины и лично Сергею Пищеву, без веры и поддержки которых нам бы понадобилось на много больше и времени и сил для достижения такого результата. Но и останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Только в этом году впереди ещё два этапа AdrenalinFest, в рамках которых состоятся ответственейшие гонки всеукраинских первенств – финал Чемпионата Украины по гонкам на ускорение на аэродроме в Чугуеве (Харьков) и финал Чемпионата Украины по кольцевым гонкам на Полтавском аэродроме. Последнее мероприятие станет для нас ещё одним важным экзаменом, и, я уверен, откроет ещё одну новую страницу в истории AdrenalinFest. И я также уверен, что мы сможем всё и даже больше. Ведь у нас есть самое ценное – огромное желание, опыт и команда».