Motori.ua

ЗАЗ-1103 «Славута» (1999-2011)

ЗАЗ-1103 "Славута" — последний по-настоящему украинский автомобиль, производство которого прекратилось в 2011-м году. Оригинальный лифтбек на базе "Таврии" является одной из наиболее доступных "свежих" моделей на отечественном рынке б/у автомобилей: машину последних лет выпуска с небольшим пробегом можно купить менее чем за 3000-4000 долларов. Низкая цена, дешевые запчасти и скромные эксплуатационные расходы сделали "Славуту" очень популярной среди украинцев. Кто-то берет ее как первую машину — чтобы научиться водить и потом продать с минимальными потерями, кто-то — из чисто патриотических соображений, а кому-то нужно максимально доступное транспортное средство и он готов мириться с немалым количество врожденных недостатков модели.

ZAZ_1103_Slavuta_05.jpg

Кузова "Славут" не отличаются особой стойкостью к коррозии. Особенно это касается автомобилей первых лет производства, которые красились дешевой эмалью. При выборе подержанного ЗАЗ, предпочтение стоит отдавать машинам, окрашенным краской "металлик" с дополнительным слоем лака, который лучше защищает железо от ржавчины и обеспечивает более "дорогой" товарный вид: продать такой экземпляр будет проще. В любом случае, не будет лишней дополнительная антикоррозионная обработка, которая желательно провести сразу же после покупки (если прежний владелец ее не делал).

ZAZ_1103_Slavuta_01.jpg

Слабое место машины — рассеиватели фронтальной оптики: фары мутнеют уже буквально через 3 года, что негативно сказывается на качестве освещения. Пережиток прошлого — необходимость регулярной смазки петель дверей и крышки багажника, которые через определенное время раздражают противным скрипом. Довольно неудачно расположен аккумулятор: грязь и влага попадают на его клеммы, в результате чего они окисляются.

ZAZ_1103_Slavuta_03.jpg

Все "Славуты" оснащались исключительно бензиновыми 4-цилиндровыми моторами объемом 1,1, 1,2 и даже 1,3 литра (как на ЗАЗ "Сенс"). До 2003 года для подачи топлива применялся исключительно карбюратора, а позже появились и более совершенные "инжекторные" версии с системой впрыска. Самым неудачным считается наиболее слабый 51-сильный двигатель объемом 1,1 литра: его пробег до капремонта редко превышает 100 тысяч километров, в то время как более мощный установки способны без особых проблем выхаживать и до 200 тысяч км. Карбюраторным вариантам свойствен частый перегрев топливного насоса в жаркую погоду, нередко дают сбои катушка зажигания, коммутатор и датчик Холла. Многие владельцы всегда возят с собой запасной комплект этих деталей — на случай их внезапной поломки.

ZAZ_1103_Slavuta_04.jpg

С другой стороны, гаражные "умельцы" старой закалки не особо любят машины с "инжектором", предпочитая старый-добрый карбюратор Solex, знакомый по ВАЗовской продукции. Наиболее уязвимый элемент системы распределенного впрыска топлива — регулятор холостого хода, который приходится чистить практически каждые 15 тысяч км. Езда "на лампочке" приводит к быстрому износу электрического топливного насоса. Несмотря на сравнительно небольшой расход бензина, некоторые владельцы "Славут" устанавливают на свои машины газовые установки. Однако, постоянная езда на газу очень быстро портит топливную систему: форсунки, насос. Поэтому сервисмены рекомендуют чередовать езду на газу с обычными заправками бензином в пропорции примерно 70:30.

ZAZ_1103_Slavuta_06.jpg

К врожденным дефектами силовых агрегатов относится слабая герметичность прокладки клапанной крышки, а также недолговечный термостат. С периодичностью раз в 60 тысяч километров требует замены ремень ГРМ с натяжителем, а также ремень генератора. С каждой сменой масла в моторе нужно регулировать тепловые зазоры клапанов.

ZAZ_1103_Slavuta_10.jpg

На "Славуты" ставился единственный вариант коробки передач — обычная 5-ступенчатая "механика" с простой и надежной конструкцией. К минусам трансмиссии можно отнести повышенную шумность, а также достаточно тугое включение первых двух передач (со временем механизм разрабатывается). Каждые 50 тысяч километров необходимо менять масло в КП. На многих машинах отмечены проблемы с герметичностью сальника кулисы. Сцепление в целом надежное, за исключением троса, который склонен к обрыву: иметь запасной в багажнике точно не помешает.

ZAZ_1103_Slavuta_02.jpg

Конструкция подвески ЗАЗа — типична для европейских малолитражек: стойки McPherson впереди и полузависимая балка кручения сзади. А вот стабилизатор поперечной устойчивости здесь не предусмотрен, поэтому большие крены на виражах обеспечены. Самый надежный элемент "ходовки" — сайлент-блоки передних рычагов и задней балки, которые способны порой "пережить" даже двигатель: их ресурс составляет более 100 тысяч километров. А вот шаровые опоры и задние ступичные подшипники не отличаются особой долговечностью и на отечественных дорогах не выхаживают и 50 тысяч км. Чуть реже придется менять передние ступичные подшипники.

ZAZ_1103_Slavuta_12.jpg

Фирменная особенность "Славут" и "Таврий" — передние тормозные диски закрытой конструкции: решение, несомненно, оригинальное, но не слишком удачное на практике. Сами диски изнашиваются очень быстро — иногда за 20-30 тысяч км. Со временем портятся тормозные шланги, а главный тормозной цилиндр теряет герметичность. При частом пользовании, довольно быстро растягивается трос стояночного тормоза: "ручник" перестает нормально держать машину. Рулевое также не отличается особой надежностью и начинает люфтить уже после 50 тысяч км. Многие владельцы не заморачиваются с его ремонтом, а приобретают сравнительно недорогой (до 100 долларов) новый механизм. Рулевые наконечники "живут" примерно столько же.

ZAZ_1103_Slavuta_09.jpg

 

Помимо базового варианта "Славуты", существовали лифтбеки в исполнении "Люкс" — с улучшенной отделкой и некоторыми элементами комфорта (иногда даже не особо надежными передними стеклоподъемниками). Дизайн интерьера даже на момент появления машины в 1999-м году выглядел очень старомодным, да и качество пластика и подгонки элементов оставляет желать лучшего. Со временем детали передней панели и дверных карт, также механизмы передних сидений начинают скрипеть.

ZAZ_1103_Slavuta_08.jpg

Заборник печки не имеет защитного фильтра, поэтому при включенном отопителе в салон нередко попадают листья и прочий уличный мусор. Он также остается в воздуховодах, напоминая о себе противным шелестением.

ZAZ_1103_Slavuta_11.jpg

Отечественная "Славута"для многих украинских водителей стала первой ступенькой в автомобильный мир. "Осилить" ЗАЗ-1103 могут даже небогатые люди со скромным достатком, желающие иметь личное транспортное средство. Лифтбек нередко покупают пенсионеры для редких поездок на дачу, хотя встречаются такие машины и в службах такси и службах доставки. Конечно, с точки зрения дизайна и технологий ЗАЗовская модель осталась где-то на уровне 80-х если не 70-х годов прошлого века, но низкая цена и "смешные" эксплуатационные расходы компенсируют эти недостатки. По данным предложений автобазара онлайн Motori.ua стоимость "Славут" на вторичном рынке варьируется от 2 до 5 тысяч долларов. Дешевле всего предлагаются экземпляры первых годов выпуска с 1,1-литровым карбюраторным мотором и пробегом свыше 100 тысяч километров. А вот за самые свежие экземпляры некоторые продавцы просят даже больше, чем авто стоило в свое время новой в автосалоне. В какой-то мере, это действительно эксклюзив — последний серийный автомобиль полностью украинской разработки!

Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *